понедельник, 15 декабря 2014 г.

Это интересно...

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик  захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”. А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”

И действительно, всё в наших руках.  Задача учителя не просто обучить, научить и дать знания школьнику. Однако, успех ученика зависит и от того, чтобы учитель заметил даже самое маленькое продвижение вперёд и поддержал его в этом.
Но как определить успешность в знаниях той или иной темы урока? К счастью, обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных результатов обучения.
А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад.
Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
 В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.
         Рефлексия позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегули-рованию и формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Но без помощи учителя ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство радости и своей значимости.
Выделим следующие классификации рефлексии:
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния . Проводиться  в начале урока с целью установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности .
Что можно применять данной классификации:
Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.
«Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.
«Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно. Светофор.
Чтобы определить настроение по цвету можно применить характеристику цветов Макса Люшера
«Мои ожидания»

2. Рефлексия содержания учебного материала. Используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.


«Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно)
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.(ссылка)
3. Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия).
Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.
•первая строка – название темы (одно существительное);
•вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
•третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
•четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
•последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

4. Пометки на полях  – обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать.

     Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

(Материал частично взят из интернета)

8 комментариев:

  1. Добрый вечер, Сабина Мелконовна! Безусловно, рефлексия необходима. За материал - спасибо! Проштудируем, освежим, воспользуемся!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Александровна! Рада Вам помочь!

      Удалить
  2. Сабина Мелконовна, предлагаю Вам разнообразить организационные формы работы с синквейном, например, при выполнении домашней работы.
    Об опыте работы с синквейнами можно прочитать в блоге Географочка
    Синквейн: пропускаем искусство слова через себя

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Спасибо за ссылку! Обязательно воспользуюсь данным видом работы.

      Удалить
  3. Сабина Мелконовна, для старших классов солнышко с улыбкой подходит не очень, а вот синквейны я люблю. Часто их использую на уроках (особенно на Искусстве). А ещё ребята показывают своё настроение или подводят итог урока с помощью цвета, рисуя определённую абстрактную мелочь. Хитростей много, но точно- рефлексия- необходима.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый вечер, Владлена Валерьевна! Вот и я уже несколько лет работаю с данной форой работы. И для меня (как учителя) очень легко отследить успешность каждого ученика, и для ребят - самооценка, самоконтроль...

      Удалить
  4. Сабина Мелконовна, я вот придумала синквейн, как Вы думаете, мне это удалось?
    [si="4"][co=" SeaGreen"] ......
    Начальная, средняя
    Учит, воспитывает, развивает.
    Основной институт всеобщего обучения и воспитания
    Аттестат
    [/co][/si]

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Екатерина!
      :) :-bd Я в восторге!

      Удалить

Тема сообщения Вас заинтересовала? Вы можете оставить свой комментарий:
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Спасибо, Ваше мнение важно для меня.

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

В комментариях можно использовать смайлики

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

А вот эмоции, которыми можно поделиться

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^