Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его
ученик захотел доказать обратное. Что он
сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у
меня в руках: мёртвая или живая?”. А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю,
скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”
И действительно, всё в наших руках. Задача учителя не просто обучить, научить и
дать знания школьнику. Однако, успех ученика
зависит и от того, чтобы учитель заметил даже самое маленькое продвижение вперёд
и поддержал его в этом.
Но как определить успешность в знаниях той или иной темы
урока? К счастью, обязательным условием создания развивающей среды на уроке
является этап рефлексии. Рефлексивная деятельность на уроке не только создаёт
условия для осознания пройденного пути, но и способствует формированию и
развитию универсальных учебных навыков, а также достижению метапредметных
результатов обучения.
А что же такое рефлексия? Слово рефлексия происходит от латинского reflexio –
обращение назад.
Словарь
иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем
состоянии, самопознание.
Толковый
словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ.
В современной
педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Рефлексия
позволяет приучить ученика к самоконтролю, самооценке, саморегули-рованию и
формированию привычки к осмыслению событий, проблем, жизни. Но без помощи учителя
ребёнок не научится управлять собой. Именно единство целей учителя и ученика
ведёт в конечном итоге к определённым результатам, когда каждый ученик может
дать оценку своей деятельности на уроке. Это вызывает у учеников чувство
радости и своей значимости.
Выделим следующие классификации рефлексии:
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния .
Проводиться в начале урока с целью
установления эмоционального контакта c классом или в конце деятельности .
Что можно применять данной классификации:
Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ
большого пальца вверх или вниз.
«Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не
всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.
«Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» –
грустно. Светофор.
Чтобы определить настроение по цвету можно применить
характеристику цветов Макса Люшера
«Мои ожидания»
2. Рефлексия содержания учебного материала. Используется для
выявления уровня осознания содержания пройденного.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того,
что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в
достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность
работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по
кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного
экрана на доске.
«Плюс-минус-интересно». (авт. Эдвард де Боно)
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в
зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается
заполнить таблицу из трех граф.(ссылка)
3. Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия).
Может применяться как заключительное задание по пройденному
материалу.
•первая строка – название темы (одно существительное);
•вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
•третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя
словами;
•четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает
отношение к теме (целое предложение);
•последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
4. Пометки на полях –
обозначение с помощью знаков на полях возле текста или в самом тексте:
«+» – знал, «!» – новый материал (узнал), «?» – хочу узнать.
Таким образом,
рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя,
позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого
ученика.
(Материал частично взят из интернета)
(Материал частично взят из интернета)
Добрый вечер, Сабина Мелконовна! Безусловно, рефлексия необходима. За материал - спасибо! Проштудируем, освежим, воспользуемся!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Надежда Александровна! Рада Вам помочь!
УдалитьСабина Мелконовна, предлагаю Вам разнообразить организационные формы работы с синквейном, например, при выполнении домашней работы.
ОтветитьУдалитьОб опыте работы с синквейнами можно прочитать в блоге Географочка
Синквейн: пропускаем искусство слова через себя
Здравствуйте, Анна Борисовна! Спасибо за ссылку! Обязательно воспользуюсь данным видом работы.
УдалитьСабина Мелконовна, для старших классов солнышко с улыбкой подходит не очень, а вот синквейны я люблю. Часто их использую на уроках (особенно на Искусстве). А ещё ребята показывают своё настроение или подводят итог урока с помощью цвета, рисуя определённую абстрактную мелочь. Хитростей много, но точно- рефлексия- необходима.
ОтветитьУдалитьДобрый вечер, Владлена Валерьевна! Вот и я уже несколько лет работаю с данной форой работы. И для меня (как учителя) очень легко отследить успешность каждого ученика, и для ребят - самооценка, самоконтроль...
УдалитьСабина Мелконовна, я вот придумала синквейн, как Вы думаете, мне это удалось?
ОтветитьУдалить[si="4"][co=" SeaGreen"] ......
Начальная, средняя
Учит, воспитывает, развивает.
Основной институт всеобщего обучения и воспитания
Аттестат[/co][/si]
Здравствуйте, Екатерина!
Удалить:) :-bd Я в восторге!