вторник, 2 декабря 2014 г.

Советы родителям. Золотые правила поощрения и наказания


Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания.

НАКАЗАНИЕ. Сегодня все родители стремятся стать более чуткими, более ответственными в своих поступках и как можно реже прибегать к примитивным формам поведения. Нельзя оправдывать суровые наказания и жестокость в человеческих отношениях. Однако, совсем без наказания, к сожалению, обойтись не получится. Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми правилами.
1. Наказание не должно вредить здоровью - ни физическому, ни психическому.
2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой профилактики, никаких наказаний на будущее
3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.
4. Недопустимо запоздалое наказание. "Задний ход" в вопросах воспитания не окажет действенных мер. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.
5. Ребенок должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо, а потому, не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения и родительского разочарования. 
6. Не унижайте ребенка. Наказание - не есть торжество силы взрослого над детской слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.
7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова. Нельзя постоянно вспоминать о том, за что ребенок уже расплатился.
8. Нельзя наказывать едой, одеждой, сном; сильно бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком. Помните, это уже превращается в насилие, а несдержанность взрослого в наказании рождает ненависть; делает ребенка забитым и ничтожным; освобождает от угрызения совести; впоследствии такие дети делаются нечувствительными; наказание создает морального циника.
9. Очень часто наказание не исправляет ребенка, а лишь преображает его. Наказание вынуждает ребенка бояться потерять родительскую любовь. У наказанного ребенка развивается враждебное чувство к родителям. 
10. Вопреки бытующему мнению, не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание.
11. Внимание! Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:
- когда он болеет;
- перед сном и сразу после сна;
- во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально "проглатывает" негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);
- во время работы и игры;
- непосредственно после душевной или физической травмы;
- когда ребенок искренне старается что - то сделать, но у него не получается;
- когда сам воспитатель находится в плохом настроении.

ПООЩРЕНИЕ. Поощрение - это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Усвоив несколько правил, родители смогут избежать многих ошибок.
1. Не преувеличивайте похвалу, не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Ничего хорошего из этого не выйдет. А вот  искреннюю похвалу ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное. 
Итак, если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.
А если, допустим, вы хотите похвалить его за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты у меня настоящая художница растешь!» - ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например: «Какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А дерево какое высокое - сколько яблок на нем!»
Нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях. Например, если сын помог передвинуть вам тяжелый шкаф, можно вместо слов «какой ты сильный», сказать о том, каким тяжелым был шкаф, как непросто было его сдвинуть, но вместе вы справились. Ребенок сам сделает выводы: «Значит, я сильный, я нужен!»
Или, оценив способности ребенка в стихосложении, вместо «Ты будешь прекрасным поэтом», лучше скажите ему: «Твое стихотворение меня очень тронуло».
Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий.
2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность.
Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу - ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения.
Первый: скорее всего, ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою «не столь идеальную» натуру плохим поведением.
Но возможен и второй вариант, когда ребенок сам перестанет быть искренним и будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной. А внимая бесконечным восклицаниям любвеобильных бабушек: «Какой замечательный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!» - малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.
3. Не хвалите ребенка за естественные вещи. Не делайте из его социальности нечто необычайное. Это правило очень хорошо раскрыла психотерапевт Жан Ледлофф: «Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку, сорвал букет полевых цветов, ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением. Восклицания типа: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что он смастерил, да еще сам!» - подразумевают, что социальность в ребенке неожиданна, несвойственна и необычна». Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий. Так стоит ли сбивать его с толку своей неуместной похвалой?
4. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения - из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».
5. В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды. Поощряя детей, родителям каждый раз следует действовать обдуманно и неторопливо.
6. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.
7. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее. 
8. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.

Использован материал.

8 комментариев:

  1. Сабина Мелконовна, Ваши советы как нельзя кстати, чрезмерная ласка , как, и железные рукавицы изрядно портят детей!

    ОтветитьУдалить
  2. Добрый день, Анна Борисовна! Очень хочется помочь или хотя бы поделиться информацией с родителями и коллегами в воспитании молодого поколения!

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Сабина Мелконовна, обязательно прислушаюсь к советам и рекомендациям, обращу внимание друзей на Ваши публикации. Порой я делаю замечание во дворе молодым мама, а мне отвечают, не педагог, не учи, так пусть учатся у Вас

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброй ночи, Екатерина! Спасибо за отзывчивость! Рада, что публикации приносят пользу!

      Удалить
  4. Здравствуйте, Сабина Мелконовна! Впервые заглянула в Ваш блог и, естественно просмотрела ВСЕ странички. Остановилась на этой. Здесь много очень полезных советов, и, что самое интересное, они отличаются от тех, которые видела на блогах. А это ХОРОШО! Мне, как родительнице, было интересно прочитать ЕШЁ один вариант советов родителям. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Ирина Валерьевна! Мне очень приятно видеть Вас у меня (нас) в блоге! Для меня важно знать мнение родителей о данной страничке и какую пользу приносят посты.

      Удалить
  5. Кудымова Евгения19 марта 2015 г., 21:20

    Спасибо Вам , Сабина Мелконовна, за воспитание наших деток, и за эти интересные статьи ! Есть о чём-то подумать, что взять себе на заметку.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Доброй ночи Евгения Евгеньевна! Рада, что советы приносят пользу!

      Удалить

Тема сообщения Вас заинтересовала? Вы можете оставить свой комментарий:
- Нажмите на стрелку рядом с окошком "Подпись комментария".
- Впишите своё имя или ник.
- Нажмите "Продолжить" и пишите всё, что душе угодно.
- Далее нажмите "Публикация".
Спасибо, Ваше мнение важно для меня.

Чтобы вставить в комментарий картинку, используйте теги:
[im#]ссылка на изображение[/im]

В комментариях можно использовать смайлики

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...

А вот эмоции, которыми можно поделиться

:) :( ;) :D :-/ :x :P :-* =(( :-O X( :7 B-) #:-S :(( :)) =)) :-B :-c :)] ~X( :-h I-) =D7 @-) :-w 7:P 2):) :!! \m/ :-q :-bd ^#(^